Гроос Карл
Гроос (Groos) Карл (10.12.1861, Гейдельберг — 27.03.1946, Тюбинген) — немецкий философ и психолог, профессор философии в Гиссене, Базеле и 1911–1929 гг. в Тюбингене. Выдвинул одну из первых концепций молодежи на основе характеристики молодости как переходного возраста. В литературе по теориям переходного возраста его относят к представителям биологических концепций (Tumlirz, 1928), в литературе по социологии молодежи – к психоаналитическому направлению (Чупров, 2008). В классификации теорий молодежи Вал. А. Лукова он отнесен к авторам биологически и психологически ориентированных теорий молодежи (Луков, 2012: 125–126).
По
оценке Л. С. Выготского, изложенная в работе Грооса «К психологии молодежи в переходном
возрасте» (Groos, 1912a) концепция представляет собой наиболее полную
биологическую теорию переходного возраста. Гроос основывается на том, что если
«старший ребенок» (т. е. индивид на поздней стадии детства) руководствуется
волей и привычкой, то в переходном возрасте человеком вновь овладевают инстинкты.
Но «основной инстинкт» (половой инстинкт) прикрывается и умеряется четырьмя
другими инстинктами, которые выступают в более осознанных формах: 1) влечение к сближению, связанное с
мечтательностью; 2) противоположное ему влечение к замкнутости; 3) влечение к
самоутверждению, имеющее как сексуальные, так и социальные истоки; 4) влечение
к борьбе, направленное против соперников. В некоторых случаях Гроос
выходит за пределы биологических трактовок и, например, четвертое «прикрывающее
влечение» характеризует с учетом сдерживающего воздействия «социальных
тенденций», товарищества, уважения к закону. Из этого выводится объяснение
присущего юности стремления к радикализму, противостоянию, к духовной борьбе.
Концепция Грооса слишком умозрительна и тенденциозна, однако ряд его идей, особенно
относительно второго возврата инстинктов как основных импульсов действия в
переходный период, сохранились до наших дней, оказались плодотворными.
Для исследований молодежи актуальны данные, полученные Гроосом при изучении содержания мышления в подростковом возрасте и ранней юности. Гроос показал, что в этот возрастной период происходят коренные изменения в логике суждений. При однородной тематике размышления с возрастом увеличивается интерес к информации о последствиях (если соотношение т. н. регрессивных и т. н. прогрессивных вопросов, предусматривавшихся методикой исследования, в 12–13 лет составляют 9,8 раз, то в 16–17 лет — 3,9 раза, а в исследованиях, проведенных среди студентов, — только 1,3 раза в пользу первых) (Гроос, 1916: 224, 240–241).
Большое значение для науки
имела теория игры, разработанная Гроосом. Он показал, что игра как
основная форма естественного воспитания животного и человеческого детеныша
может быть постигнута и объяснена не из ее связи с прошлым, а из ее направленности
на будущее (Выготский, 1983: 162). По Гроосу, игра есть средство подготовки
молодого организма к самостоятельной взрослой жизни, игра заключает в себе
упражнение в соответствии с предполагаемым жизненным сценарием (Groos, 1912b). В
этом процессе основную роль играет игровое экспериментирование, которое Гроосом
раскрывается через развитие сенсорного аппарата, использование моторного
аппарата, а также использование более высокого уровня психической деятельности
– интеллекта. Соответственно, и игровые практики оказываются многообразными, их
австрийский ученый разделяет на состязательные, любовные, имитационные, социальные
(Ibid.: 173–360). Теория игры несет в силу этого черты междисциплинарности.
Среди прочих аспектов теоретизирования в отношении игры Гроос, например,
выделял социологическую точку зрения (Ibid.: 395–398) и подчеркивал
социальное значение игры. Если это значение понятно применительно к становлению
молодого человека, то на уровне теории игры остается неясным, в каком смысле
это же касается взрослых, констатировал автор, но и находил ответ: «Когда мы
размышляем над неизбежными ограничениями и механической рутиной постоянных
окриков, мы видим, насколько ценен одобряющий и очеловечивающий эффект игры,
как физический, так и умственный, и особенно тех игр, которые рассчитаны на то,
чтобы усилить социальную связь» (Ibid.: 395). Этот вывод существен
для современных теорий социализации в аспекте выявления роли игры в освоении
социальных практик и социальной субъектности новыми поколениями.
Соч.: Groos K. Zur Psychologie der Reifezeit // Intern. Monatsschr. f. Wiss., Kunst u. Techn. 1912. VI; Groos, K. (1912b) The play of man / pref. by J. Mark Baldwin. N. Y. – Lnd. : D. Appleton a. Co, 1912. 412 p.; Гроос, К. (1916) Душевная жизнь ребенка. Киев : Киевское Фребелевское об-во. 242 с.
Лит.: Выготский, Л. С. (1983) Основы дефектологии / Собр. соч.: в 6 т. М. : Педагогика. Т. 5. 369 с. Выготский, Л. С. (1984) Детская психология / Собр. соч.: в 6 т. М. : Педагогика. Т. 4. 432 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарное исследование. М. : Канон+. 528 с.; Чупров, В. И. (2008) Социология молодежи // Социология молодежи: энциклопед. словарь. М. : Academia. С. 463–464; Tumlirz, O. (1928) Die Einheit der Psychologie und ihre Bedeutung für die Theorie der Reifejahre // Zeitschr. f. päd. Ps. Nr. 10.